Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ «государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) — комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды». Кроме того, в соответствии со ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ государственный экологический мониторинг осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга государственного фонда данных.
Согласно Постановлению Правительства РФ «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» (вместе с «Положением о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды») от 06.06.2013 № 4772 (ред. от 10.07.2014) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов, органам местного самоуправления оперативной фактической и прогностической информации о состоянии окружающей среды.
Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также прогноз и оценка загрязнения атмосферного воздуха, его состояния. Так, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) несет ответственность за функционирование подсистем государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды и государственного мониторинга атмосферного воздуха. Данное требование закреплено в «Положении о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372.
Формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организация и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также организационные основы построения государственной наблюдательной сети, ее структура, порядок открытия, переноса и закрытия наблюдательных подразделений Росгидромета соблюдаются неукоснительным выполнением требований Руководящего документа РД 52.04.567-2003 «Положение о государственной наблюдательной сети».
Так, в Волгоградской области на федеральном уровне государственный мониторинг окружающей среды проводит Волгоградский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиал ФГБУ «Северо-Кавказское УГМС», на региональном уровне – Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области. В рамках имеющейся компетенции Комитетом проводятся наблюдения за состоянием атмосферного воздуха и радиационной обстановкой посредством стационарных и передвижных постов. В настоящее время действующая наблюдательная сеть за состоянием воздуха на территории Волгоградской области представлена 16 стационарными постами, которые входят в государственную наблюдательную сеть Волгоградского ЦГМС, территориальную систему наблюдения комитета и ведомственную сеть МБУ «Служба охраны окружающей среды города Волжского.