Главная Новостная лента Общее Пилотный проект приземлится в нашем районе?

Пилотный проект приземлится в нашем районе?

Обеспечение населения питьевой водой — один из самых злободневных вопросов для нашего района с его засушливым климатом. Если в отдельных сельских поселениях ситуация более-менее складывается удачно, то в других, отдаленных от райцентра, есть свои сложности, связанные и с подачей воды и ценой на тариф на этот такой жизненно важный ресурс. Платежеспособность сельчан очень низкая, поэтому формируются долги: где-то небольшие суммы, а где-то и очень приличные. Что тут говорить, проблем на селе всегда хватало.

А тут еще и функции водообеспечения по 131 ФЗ были переданы на места: каждое поселение теперь в ответе за подачу воды у себя на территории. А ведь это тяжелейшая ответственность, усиленная троекратно сопутствующими проблемами, связанными с несовершенной технической составляющей, бюджетным дефицитом.  Только около 10% от общего числа поселений имеют на сегодняшний день все необходимые правоустанавливающие документы на свои сети. Все остальные работают так, как придется. Первыми помощниками здесь выступают  МУПы и  СОНТы, взявшие на себя функцию подачи воды. У многих довольно неплохо отлажена подобная работа, настолько, что люди думать забыли о временах беспробудной засухи. Тем не менее, проблемы есть или могут возникнуть, например, при поломке водопроводной сети. Тогда СОНТ, не имея ни достаточных материальных средств, ни необходимого количества нужных специалистов, вряд ли справится с такой ситуацией. Что будет тогда? 
  И вообще, как сложится дальнейшая судьба района в плане водообеспечения жителей  питьевой водой? Этой теме была посвящена встреча главы Николаевского муниципального района Ю.Ю.Чувашина и глав городского и сельских поселений с начальником Департамента тарифного регулирования Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области А.Н.Дьяченко и начальником  отдела Департамента  М.Ю.Ткачевым по вопросу создания единой службы  в районе, занимающейся вопросами водообеспечения. Подобный проект запланирован и в Камышинском соседнем районе и назван «пилотным», то есть в некотором смысле экспериментальным. Что собой представляет подобный проект? В чем его предполагаемые «плюсы» и преимущества перед нынешней системой подачи воды в районе? 
Как отметил Александр Николаевич Дьяченко,  по области на данный момент существует около 200 водоснабжающих организаций, то есть практически в каждом из имеющихся поселений. Экономика у таких маленьких организаций неустойчивая. Почему? Нет производственной базы, нет персонала, не ясна ситуация с балансом производства воды, нет никакого обоснования экономики тарифов. К тому же  все это сопровождается крайне низкой квалификацией персонала. Регулировать все эти процессы , отслеживая работу каждого СОНТа — дело довольно сложное. Гораздо проще создать единую водоснабжающую организацию, которая позволит в первую очередь экономить на управленческих затратах. Во-вторых, перемещать расходование средств на те «слабые» моменты, которые имеют место быть. Центральный орган управления единой службы в видении Департамента  предполагается в районном центре, то бишь в Николаевске. В самих же поселениях будут базироваться мини-производственные участки с эксплуатационным персоналом, в обязанности которого будет входить взимание платежей, контрольные снятия показаний приборов учета у потребителей воды. Что касается тарифа по воде, то здесь нет стремления двигаться в направлении усредненных показателей: какая экономика по затратам складывается в том или ином поселении, такой там и должен быть тариф. То есть стоимость воды в Новом Быту и Очкуровке никак не может быть одинаковой.
Да, с приходом новой системы водоснабжения, возможен вариант, при котором тарифы на воду придется поднять. Связано это будет с необходимостью усовершенствования материально-технической базы и становления нового органа управления. Не все потребители смогут «потянуть» новые затраты и некий социальный взрыв в этой связи вполне ожидаем. Поэтому в Департаменте предусмотрено введение так называемого льготного тарифа для населения, с финансированием разницы из областного бюджета.
Плюсы объединения и в том, что единая служба предполагает один машинный парк, одну сбытовую службу, одну бухгалтерию. Централизация, как ни крути, имеет больше положительных моментов. Так считают сегодня в области. К тому же, если единая служба по причине нежелания граждан в районе не родится в 2013 году, то, по мнению Александра Николаевича, спустя еще год-два, поселения сами придут к этому решению как единственно верному, чего, собственно, требует и закон.
 Прозвучало и мнение о том, что не все поселения возможно попадут под централизованное водоснабжение по ряду причин, главная из которых — большая удаленность территории и большая загрузка сетей.  Таким можно подумать о возможности водозабора из индивидуальных скважин, пробурить которые выйдет гораздо дешевле, чем платить за воду по установленному для поселения тарифу.
Что касается предложения о создании единой водоснабжающей организации в районе, то  подобная реформа вызывает в рядах сельчан массу вопросов и недоверия. Заслушав информацию областных гостей, присутствующие на встрече главы поселений и руководители СОНТов откровенно высказывали свое отношение.
 «  Я живу в Ильичевском сельском поселении 25 лет и 20 лет из них мы буквально не видели воды. А пять лет, с созданием СОНТа «Волга»  мы не знаем этих печалей — вода у нас и зимой, и летом. И, скажу честно, идти на предлагаемую реформу и страшно, и жалко. Жалко всего того, чего мы добились с таким трудом. Где гарантии, что отказавшись от старой системы водоснабжении и вступив в новую, мы не потеряем то, что имеем?»
«Собираемость денег за воду по поселениям разная. В одном все исправно платят, а в другом постоянные долги. Можно ли быть уверенным в том, что деньги нашего поселения не будут перенаправляться на нужды других, менее благополучных в этом плане поселений? И не станем ли мы,в конце концов, жить хуже?»
«А не может ли получиться так, что пойдя на объединение, ничего хорошего не получится и придется все возвращать назад? И сможем ли мы тогда вернуться назад?»
«Как будет формироваться имущество единой службы? Если в одних поселениях есть хоть какая техника, то в других, и их большинство, материально-техническая база равна «нулю»
Было задано еще очень вопросов. Сельчане в зале разволновались не на шутку. И их можно понять. Тогда как в руках есть синица, есть привычный уклад жизни, то неведомые перспективы пугают, настораживают: не было бы хуже! Но, нужно отметить, и начальник Департамента, и сам глава района, постарались убедить глав поселений и руководителей: централизованная единая служба необходима. И по логике вещей, и учитывая требования закона. Не сейчас, так через некоторое время придется столкнуться с этим вопросом, тем более, водоснабжение в районе нельзя назвать безупречно функционирующей коммунальной сферой. Это нужно признать. И начать действовать. Хотя бы в отношении тех самых индивидуальных скважин в поселениях. Глава района отметил, что бурить хотя бы по три скважины в год в каждом поселении — это вполне реальная возможность, перспектива, которая может снять напряжение в этом вопросе, особенно на отдаленных территориях района.
Что касается создания единой службы, то на эту тему главам поселений нужно задуматься и думать как можно быстрее. Волеизъявление о предполагаемой реформе должно исходить именно от них. Думаю, несмотря на все опасения и сомнения, решение поселения примут  положительное и единая служба в нашем районе возникнет. Будем надеяться, что это будет правильная, нужная и полезная для людей реформа, которая не разочарует.