На свете существует очень много праздников. Многие из них, возникнув в глубокой древности, дошли до наших дней. Речь идет о народных праздниках, которые не отмечаются на государственном уровне, но их помнят и любят очень многие. В «Детской школе искусств» пошел известный народный праздник Починки - праздник будничного женского труда.
Ведущая мероприятия (О.Н. Михайлова) пояснила, что в этот день по русскому обычаю устраивали латание дыр в одежде. Это кажется необычным, но наши предки умели из всего сделать праздник. Справная жена заранее собирала все, что нужно для Починок, и хранила с трепетной бережливостью в своем заветном ларце или большой шкатулке, где было много накоплено самых разных безделушек для рукоделия: тесьмы, ленточек, бантиков, бисера и разноцветных камушков. Когда этот ларчик тождественно открывался для обозрения всей семьи, над ним с затаенным дыханием и любопытством склонялись девочки - что за сокровища там припасены? С интересом рассматривали их и придумывали, где найти им применение.
Часто на Починки созывались и представители сильного пола. Их труд был иным - подшить валенки, заделать кожей сапоги, привести в порядок лошадиную упряжь. Забрав свою половину требующих ремонта вещей, мужчины, как правило, уходили в глубь дома, поближе к печке, а вся женская «часть населения» усаживалась у окошек, разделив между собой работу. Так как жили очень бедно, то залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтобы стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья на Починки - так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».
Недаром гласила народная мудрость: «Не все ходить в заново строченном, но иногда и в платаном», то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок. Иголка сновала, а рукодельница нашептывала: «Не носить плаченого, не видеть злаченого. Ныне - в рубахе простой, а завтра - что у царевны самой». В верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая: «Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка». Когда наставал черный день, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, которые бывали очень кстати, выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.
Бытовало поверье, если кто-то из женщин в праздник «Починки» никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало. И с детства девочки помнили, что иголочка первая помощница в нелегком женском труде. Девушки с Починок начинали сшивать приготовленные лоскутки, набирая из них, выстегивая себе в приданое ватное или пуховое одеяло. Эта традиция сохранилась в деревнях до сих пор. А в городах искусные мастерицы создают настоящие шедевры, используя в работе разные по цвету, размерам и формам кусочки ткани. Если раньше в этой технике изготавливали в основном одеяла, то сейчас изделия из лоскутов находят применение в сувенирах, игрушках, одежде и других изделиях.
Так как девушки на выданье должны были быть настоящими мастерицами, им приходилось выполнять разную работу. О том, какая из нее получится хозяйка, как она умеет прясть, шить, вышивать, можно было судить по рукодельным предметам. Мы тоже не отошли от этих традиций и решили проверить как наши мастера и мастерицы справятся с простыми и нелёгкими заданиями.
Ребята быстро разматывали клубочки с загадками и отгадывали их. Умело на ткани делали заплатки с монетками, пришивали разноцветные пуговицы, показали себя в мастерстве «лоскутной техники», а также проявили себя в знании пословиц и поговорок о труде.
Быстро и незаметно наш праздник подошел к концу. В заключение хочется вспомнить слова русского издателя Новикова: «Полезно знать нравы, обычаи и обряды древних чужеземных народов, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; похвально любить и отдавать справедливость достоинства иностранным, но стыдно презирать своих соотечественников, а еще паче гнушаться оными».