Главная Новостная лента Культура Революция 1917 года в зеркале художественной литературы

Революция 1917 года в зеркале художественной литературы

kyltyra 0211717 Ноября исполняется 100 лет, как в нашей стране произошло одно из крупнейших событий ХХ века, кардинально повлиявшее на ход дальнейшей истории не только в России, но и во всем мире.
Одним из лучших памятников любой эпохи становятся яркие и талантливые произведения искусства. События Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны широко отражены в музыке и живописи, в художественной литературе и кинематографии тех лет. 

1 ноября учащиеся 10 класса СШ №1  собрались в литературном отделе «Дом М.А.Шолохова» , чтобы узнать, как встретили русские писатели и поэты  революцию  и Гражданскую войну, каково было их отношение к этим событиям.
Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. Александр Фадеев, Николай Тихонов, Александр Серафимович, Константин Тренев,  Всеволод Вишневский, Михаил Светлов  и многие другие  представляли «левое» крыло русской литературы. С восторгом приветствовали великое событие Александр Блок («Слушайте, слушайте музыку революции!»), Владимир Маяковский («Четырежды славься, благословенная!», Сергей Есенин («Что нам слюна иконная в наши ворота ввысь?»). Тот кто не принял новую идеологию, заплатил изгнанием, не печатанием книг и даже жизнью. Среди них были Исаак Бабель, Иван Шмелев, Иван Бунин, Михаил Зощенко, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Михаил Булгаков и  другие.       
С творчеством некоторых писателей, в чьих произведениях нашла отражение тема революции, Гражданской войны, строительство нового общества в нашей стране познакомила учащихся Сидорина Н.В. 
И начался этот рассказ с творчества Михаила Александровича Шолохова, прошедшего Гражданскую войну и видевшего все её стороны. Шолохову было 17 лет, когда водоворот событий втянул его в свою бешеную круговерть. Первый его сборник «Донские рассказы» написан в 1924-1926 годах на основе реальных событий, происходивших на Дону во время Гражданской войны. На примере главных героев  автор призывает оставаться человеком в несправедливых и страшных условиях войны. Он показал, что в гражданской войне нет правых и виноватых. Люди гибнут глупо и бессмысленно.
Мировую известность принес М.А.Шолохову роман «Тихий Дон».  В 1965 году «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время» автор романа получил Нобелевскую премию в области литературы. Общепризнано, что роман стал одним из лучших художественных отражений страшных событий начала ХХ века в России. Шолоховская эпопея строится вокруг жизненного пути одного человека – Григория Мелехова. Но это путь, в котором недвусмысленно угадывается судьба всего донского казачества.  Мир, в начале романа казавшийся незыблемым, к финалу разрушен до основания. Сметены все устои человеческой жизни. Тем не менее, финал романа восстанавливает нарушенное катаклизмами эпическое равновесие бытия. «Тихий Дон» возвращается в своё спокойное, величавое русло. Символическая фигурка ребенка на руках у отца свидетельствует о том, что жизнь продолжается.
До конца своей жизни не покидала Ивана Сергеевича Шмелёва боль от воспоминаний о Родине.  Вынужденный уехать из России после  того, как его единственный сын Сергей, офицер Добровольческой армии, был расстрелян красными, писатель отмечал, что помогало выжить ему «Богомолье», спасало «Лето Господне». Эти романы принесли автору наибольшую известность и были весьма популярны в среде русского зарубежья.  Писатель в поисках духовной опоры в своих произведениях возвращается к  Руси христианской, к Москве своего детства. Герой-повествователь мальчик Ваня – персонаж автобиографический. Всё, написанное Шмелёвым, служит пробуждению любви  к нашему прошлому.
Трагическая судьба Исаака Эммануиловича Бабеля не может никого оставить равнодушным. Его цикл рассказов, строго определенный автором и никогда не менявшийся в переизданиях,  имеет общее название «Конармия». Первые же публикации рассказов оказались в явном контрасте с революционной пропагандой того времени, создававшей героические мифы о красноармейцах.  «Конармия» - одна из самых беспощадных и откровенных книг. Перед читателем предстаёт жизнь на войне, в которой переплетены воедино правдоискательство и духовная слепота, смешное и трагическое, героизм и жестокость. 
Дискуссии об этом произведении не прекращались до 1928 года. С ужесточением цензуры и наступлением эпохи «Большого террора» Бабель печатался всё меньше. В 1939 году он был арестован по обвинению в «антисоветской заговорщической террористической деятельности» и шпионаже. Военной коллегией Верховного Суда СССР приговорён к высшей мере и расстрелян 27 января 1940 года. С 1939 по  1955 год его имя было изъято из советской литературы. В 1954 году И.Э.Бабель посмертно реабилитирован и с 1956 года возвращён в  советскую литературу.
Не менее интересно сложилась судьба широко известного русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, на творчество которого революция 1917 года имела огромное влияние.  Сам Булгаков принимал непосредственное участие  в революции: служил военным врачом и у белых и у красных. 
«Белая гвардия» Михаила Булгакова – роман во многом автобиографичный. В советской литературе это, может быть, единственный «деполитизированный» роман о революции и гражданской войне. Автор воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома, родного очага после потрясений революции и гражданской войны.
Кроме лекции о творчестве русских писателей, сопровождаемой показом видеороликов, вниманию  школьников  была представлена выставка «Революция 1917 года в картинах  художника И.А.Владимирова. 
Сколько людей – столько и мнений. Взгляд на революцию 1917 года неоднозначен. Независимо от оценок и политических пристрастий, каждый человек, которому не безразлично будущее его страны, должен помнить о тех далеких событиях 1917 года. Их можно оценивать и интерпретировать по-разному, но важно помнить, что это наша история и её нельзя позволять смешивать с грязью любителям сенсаций и политических разоблачений. Как известно, кто владеет прошлым, тот владеет будущим. Лишь изучив и познав этот период истории, мы внезапно для себя откроем много нового в нашем настоящем, ведь прошлое и настоящее неразрывно связаны, как бы ни пытались нас убедить в обратном. Помните свою историю, изучайте её.

Литературный отдел
«Дом М.А.Шолохова»