Главная Информация органов власти

Прокуратура разъясняет

Памятка Проведение проверки контролирующим органом 2021

 

Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой с 8 апреля по 1 мая 2024 года на территории Волгоградской
области Российской Федерации Волжского бассейна организовано проведение «горячей линии» по вопросам исполнения законодательства
об охране и использовании лесов, в том числе об обеспечении пожарной безопасности в лесах.

 

Обращения принимаются по телефону:

- Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры: 8-910-937-34-93;

- Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры:8-991-352-41-52;

Направить сообщение в электронном виде можно на сайте Волжской прокуратуры на Едином портале природоохранной прокуратуры в разделе «Обращение в прокуратуру».

Вы можете обратиться по любым вопросам, относящимся к компетенции Волжской межрегиональной природоохранной рокуратуры, сообщить об известных фактах нарушения правил пожарной безопасности в лесах (обустройства минерализованных полос, просек, противопожарных разрывов), о незаконных рубках, фактах незаконной реализации древесины, о захламлении лесов отходами и об иных нарушениях лесного законодательства.

 

Информация, содержащая сведения о нарушениях закона, будет являться основанием для организации проверочных мероприятий

 

 

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: внесение изменений в законодательство в области охраны атмосферного воздуха

Федеральным законом от 13 июня 2023 г. № 255-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» были внесены поправки в законодательство в области охраны атмосферного воздуха. Так, согласно последней редакции Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха.

Также в вышеупомянутый Федеральный закон была внесена новая статья 13.1. Разрешение на временные выбросы, комплексное экологическое разрешение и декларация о воздействии на окружающую среду в области охраны атмосферного воздуха. Данная статья разъясняет, что для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, величина выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, за исключением выбросов радиоактивных веществ, устанавливается разрешением на временные выбросы, комплексным экологическим разрешением или указывается в декларации о воздействии на окружающую среду в случаях, предусмотренных законодательством в области охраны окружающей среды. 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории должны осуществляться на основании комплексного экологического разрешения. 

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, а также могут осуществляться на основании комплексного экологического разрешения при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям. 

Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III и IV категорий получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. 

Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых выбросов на объектах II и III категорий необходимо получить разрешение на временные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

 

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за нарушение режима на особо охраняемый природный территориях

Особо охраняемыми природными территориями (далее – ООПТ) являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.

Так, согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – № 33-ФЗ) различают следующие категории ООПТ:

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;

- национальные парки;

- природные парки;

- государственные природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.1 № 33-ФЗ посещение гражданами ООПТ осуществляется согласно установленному режиму особой охраны для каждой из таких территорий.

За нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на ООПТ установлена административная ответственность по ст. 8.39 Кодекса российской федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

В качестве наказания предусмотрен штраф для граждан от 3-х до 4-х тысяч рублей. Штрафы для должностных и юридических лиц – выше.

Также за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, если данными действиями причинён значительный ущерб установлена уголовная ответственность по ст. 262 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

За указанное преступление предусмотрено наказание в виде:

- штрафа в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;

- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;

- обязательных работ на срок до 480 часов;

- исправительных работ на срок до 2 лет.

Кроме этого, в соответствии с ч. 2 ст. 36 ФЗ № 33 вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению.

 

С 1 февраля 2022 ряду предприятий грозит штраф до 200 тыс. руб. за отсутствие систем контроля выбросов

В случаях, если стационарные источники выбросов или сбросов загрязняющих веществ не оснастить системами автоматического контроля или сделать это не в срок, должностное лицо оштрафуют на сумму от 20 тыс. до 40 тыс. руб. Компания или ИП заплатит от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Закон вступит в силу 1 февраля.

Менее строго накажут за установку систем с нарушением требований:

- к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов или сбросов;

- техническим средствам фиксации и передачи сведений о таких показателях в госреестр https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry объектов, которые негативно влияют на окружающую среду.

За это должностным лицам грозит штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб., а компаниям или ИП - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Повторная неправильная установка систем обернется:

- для должностных лиц - штрафом от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацией от 6 мес. до года;

- компаний или ИП - штрафом от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

Сейчас таких составов в КоАП РФ нет. При этом штрафы, например, за сокрытие или искажение экологической информации ниже, чем новые.

Напомним, оснащать стационарные источники выбросов или сбросов такими системами обязаны владельцы объектов I категории негативного воздействия. Речь идет о выбросах или сбросах, которые возникают при эксплуатации устройств или оборудования из перечня установленного Распоряжением Правительства РФ от 13.03.2019 N 428-р «Об утверждении видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ которых подлежат оснащению автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду».

 

 C 1 марта 2022 г. вводится новая форма лесной декларации.

С 1 марта 2022 г. вступает в силу Приказ Минприроды России от 29.04.2021 № 303 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме».

Приказом изменена форма лесной декларации и порядок ее заполнения, а также сроки ее внесения операторами на портале единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины.

Так, до указанной даты действуют требования по подаче договора купли-продажи в информационную систему за 5 рабочих дней до начала предполагаемого срока эксплуатации древесины, но не ранее 1 дня до отгрузки. Согласно новым правилам продавцами и покупателям на регистрацию декларации отводится 6 рабочих дней вместо 5. А в отношении лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, документ нужно будет формировать не менее чем за 10 рабочих дней.

Сроки действия данного приказа ограничены 1 марта 2028 г.

 

В Федеральный закон «О племенном животноводстве» внесены изменения

Федеральным законом от 06.12.2021 № 404-ФЗ, вступающим в силу с 01.09.2022, внесены изменения в Федеральный закон «О племенном животноводстве».

Поправками закреплено понятие племенного хозяйства, в качестве которого могут выступать юридическое лицо, крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в области племенного животноводства, а также оказание услуг в области племенного животноводства. В числе прочего, отменены излишние административные барьеры для деятельности в сфере племенного животноводства, а именно - исключены требования по наличию разрешения при экспорте племенной продукции.

Кроме этого, региональные государственные органы, осуществляющие управление в области племенного животноводства, наделены функциями по выдаче заключения о соответствии племенного хозяйства (в зависимости от вида деятельности в области племенного животноводства) виду племенного хозяйства.

 

Об ответственности за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в котором определены требования по сохранению качества атмосферного воздуха и улучшению его состояния, отвечающие темпам и масштабам развития промышленного производства, условиям воздействия человеческой деятельности на воздушную среду.

Под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Вредным физическим воздействием на атмосферный воздух признается вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и иных факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

Незаконный выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения либо с нарушением условий такого разрешения влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К ответственности могут быть привлечены как должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, так и граждане.

Если загрязнение атмосферы повлекло серьезные последствия, например, причинение вреда здоровью или смерть человека, то такое деяние квалифицируется как уголовное преступление и влечет ответственность по ст. 251 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Об ответственности за жестокое обращение с животными 

Жестоким обращением с животными является их систематическое избиение, причинение боли, страданий, нанесение увечий, ран, оставление без пищи и воды, членовредительство, проведение ненаучных опытов, т.е. любое умышленное действие, повлекшее гибель животного либо причинение ему увечий.

Статьей 245 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за жестокое обращение с животными в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье.

Если преступление будет доказано, то виновному может быть назначено наказание в зависимости от тяжести содеянного:

- штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей;

- штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;

- обязательные работами на срок до трехсот шестидесяти часов;

- исправительные работы на срок до одного года;

- ограничение свободы на срок до одного года;

- арест на срок до шести месяцев;

- лишение свободы на срок до трех лет.

 

Производителей сельскохозяйственной продукции наделили правом на ее реализацию на принадлежащих им земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральным законом от 06.12.2021 № 407-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившем в силу с 17.12.2021, закреплено право производителей сельскохозяйственной продукции на ее реализацию на принадлежащих им земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения.

В частности, установлено, что фермерское хозяйство и сельскохозяйственный потребительский кооператив могут реализовывать на используемых для осуществления своей деятельности земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения сельхозпродукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, или нестационарных торговых объектов при условии их размещения на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям, без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка.

Требования к таким помещениям устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

С 1 января 2022 года вступают в силу новые Правила предоставления права на пользование участками недр.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2021 № 1906 утверждены Правила предоставления права пользования участками недр по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 10.1 Закона Российской Федерации «О недрах».

Правила устанавливают порядок предоставления по результатам аукциона права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а в случае, предусмотренном частью 8 статьи 13.1 Закона Российской Федерации «О недрах», порядок предоставления права пользования указанным участком недр лицу, заявка которого соответствует требованиям Закона и условиям объявленного аукциона, или единственному участнику аукциона по решению создаваемой Правительством Российской Федерации аукционной комиссии.

В Правилах установлен порядок и сроки внесения разового платежа за пользование недрами, уплаты государственной пошлины и порядок и сроки выдачи лицензии, а также регламентированы случаи, когда право пользования недрами не предоставляется.

 

С 01.03.2022 все юридические лица и предприниматели должны иметь договор с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности — ФГУП «ФЭО».

1 марта 2022 г. вступят в силу изменения, внесенные в пункт 4 статьи 14.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». С этого момента образователи отходов I и II классов опасности должны иметь договор с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности. Федеральным оператором назначено дочернее предприятие Госкорпорации «Росатом» - ФГУП «ФЭО». Все договоры на обращение с отходами I и II классов опасности, заключенные не с ФГУП «ФЭО», утратят силу.

Обязанность по заключению договора не коснется тех юридических лиц, которые имеют в собственности или на ином законном основании объекты по обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности. Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности имеет право привлечь такие организации к работе. При этом предоставление услуги по обращению с отходами I и II классов опасности напрямую, без участия ФГУП «ФЭО», станет незаконным.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на обращение с отходами I и II классов опасности и заключившие соответствующие договоры с ФГУП «ФЭО» приобретают статус оператора по обращению с отходами I и II классов опасности.

Так же операторы и образователи отходов I и II классов опасности должны учитывать, что с 1 марта 2022 г. у них появится обязанность предоставлять информацию в федеральную государственную информационную систему учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК).

Для уточнения характера предоставляемой информации и порядка работы с ФГИС ОПВК следуют ознакомиться с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346.

 

С 2022 года владельцам складов древесины надо учитывать требования к их размещению и характеристикам

Правительство утвердило требования к размещению и характеристикам складов древесины и продукции ее переработки. Документ вступит в силу 1 января. Его не будут применять, например, к объектам лесоперерабатывающей инфраструктуры при производстве этой продукции.

Склад потребуют оборудовать табличками с его номером и телефоном собственника древесины, уполномоченного им лица или владельца объекта. Можно указать телефоны всех таких лиц. Таблички нужно разместить снаружи ограждения на видном месте у каждого въезда и выезда (это не относится к складам на землях лесного фонда).

По общему правилу объект необходимо оснастить камерами для фиксации:

- вида транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный);

- его госзнака или идентификационного номера;

- даты и времени въезда и выезда.

Хранить эти данные нужно минимум полгода. Их следует прилагать к отчету о балансе древесины.

Есть и другие требования.

 

Правительство установило с 1 декабря квоту на экспорт азотных удобрений

Для азотных удобрений квота на вывоз составит 5900000 тонн, для удобрений, которые содержат 2 или 3 питательных элемента (азот, фосфор и калий) - 5350000 тонн. Ограничение ввели по 31 мая 2022 года включительно на экспорт из РФ в страны, которые не являются членами ЕАЭС.

Квота коснется и вывоза с 1 декабря 2021 года удобрений из государств ЕАЭС, выпустили которые в соответствии таможенной процедурой до этой даты. Такая ситуация может возникнуть, например, при периодическом декларировании.

Распределят квоту между участниками ВЭД - производителями удобрений, у которых есть специальное заключение или уполномоченными ими юрлицами. Использовать квоту смогут по лицензии Минпромторга.

 

Принят Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов»

Принят Федеральный закон от 02.07.2021 №296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», определяющий основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов (газообразных веществ природного или антропогенного происхождения, которые поглощают и переизлучают инфракрасное излучение), и направлен на создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.

Федеральным законом устанавливаются принципы ограничения выбросов парниковых газов, определяются меры по ограничению таких выбросов, полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения выбросов парниковых газов.

Предусматривается, что целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов для экономики Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с указами Президента Российской Федерации и документами стратегического планирования федерального уровня с учётом поглощения парниковых газов в лесах и иных естественных экологических системах и исходя из обеспечения устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону юридические лица, индивидуальные предприниматели или физические лица вправе реализовывать климатические проекты (мероприятия, обеспечивающие сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение поглощения парниковых газов).

Предусматривается создание реестра углеродных единиц – информационной системы, в которой регистрируются климатические проекты и ведётся учёт углеродных единиц и операций с ними.

Федеральным законом устанавливается обязанность регулируемых организаций, хозяйственная и иная деятельность которых сопровождается выбросами парниковых газов, масса которых эквивалентна 150 тысяч тонн углекислого газа в год и более и 50 тысяч тонн углекислого газа в год и более, представлять отчёты о выбросах парниковых газов начиная с 1 января 2023 года и 1 января 2025 года соответственно.

 

Усилена административная ответственность за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений

Федеральным законом от 05.04.2021 № 84-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Внесенными изменениями усилена административная ответственность за нарушения в области культивирования наркосодержащих растений.

Увеличены размеры штрафов за следующие правонарушения:

непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.10.4 КоАП РФ);

непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.10.5 КоАП РФ);

незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст.10.5.1 КоАП РФ).

В частности, размер штрафа за непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, составит от 5 тысяч до 10 тысяч рублей (ранее - от 3 тысяч до 4 тысяч рублей).

 

Административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудников правоохранительных органов

Федеральный закон от 24.02.2021 N 24-ФЗ внес изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Теперь, за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.3 КоАП РФ, в виде неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, либо сотрудника войск национальной гвардии РФ в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей устанавливается повышенный размер штрафа для граждан в сумме от двух до четырех тысяч рублей (в случае повторного правонарушения - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей), а также закрепляется возможность применения к ним административного наказания в виде обязательных работ.

Помимо этого, предусмотрена ответственность организаторов публичных мероприятий теперь за несоблюдение ими финансовой дисциплины.

Так, за нарушение организатором публичного мероприятия порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность в виде штрафа: на граждан - в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Также определено, что в случае перечисления (передачи) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенного лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в этих целях в соответствии с федеральным законом, размер административного штрафа составит: для граждан - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; для должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

 

Административная ответственность за неуплату в установленный законом срок назначенного штрафа

Часть 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неуплату в установленный срок назначенного штрафа.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

После истечения данного срока в случае неуплаты штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 KoAП РФ.

Исходя из п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» неуплата административного штрафа не является длящимся правонарушением и срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым определенная обязанность не была выполнена к определенному правовым актом сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока, т.е. с 31 -го дня.

Протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, не уплатившего штраф, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, разъяснены его права и обязанности.

Рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, с учетом положений ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ отнесено к компетенции судьи. Поскольку совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, может повлечь административный арест, то протокол об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

Правонарушение, выразившееся в неуплате административного штрафа в установленный законом срок, является бездействием, местом совершения которого будет являться место жительства лица, обязанного уплатить административный штраф.

Данное правонарушение не является длящимся, в связи с чем срок давности для привлечения виновного к административной ответственности будет исчисляться не с момента его обнаружения, а с момента совершения.

 

Внесены изменения в области обращения с отходами производства и потребления

Так, внесены изменения, касающиеся транспортирования отходов, в том числе предусматривается, что транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте, при условии наличия паспорта отходов I–IV классов опасности и соответствующей документации, а также при наличии на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальных отличительных знаков, обозначающих определённый класс опасности отходов.

Предусматривается возможность использования средств федерального бюджета, поступивших в счёт уплаты экологического сбора, на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, возведение некапитальных строений (сооружений), которые необходимы для осуществления деятельности в области обращения с отходами, на их модернизацию и обустройство мест (площадок) накопления отходов.

Устанавливаются требования к федеральной схеме обращения с твёрдыми коммунальными отходами, федеральной государственной информационной системе учёта твёрдых коммунальных отходов, единой федеральной государственной информационной системе учёта отходов от использования товаров, в том числе предусматривается, что российский экологический оператор является оператором указанных информационных систем.

Также уточняются требования к федеральной схеме обращения с отходами I и II классов опасности, а также к федеральной государственной информационной системе учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.

Согласно внесенным изменениям строительство, реконструкция и техническое перевооружение федеральным оператором объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I и II классов опасности должны осуществляться в соответствии с инвестиционной программой, разработанной и утверждённой госкорпорацией «Росатом» по согласованию с Минприроды России и ФАС России.

 

Внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

В целях поддержки хозяйствующих субъектов внесенными изменениями отменяется обязанность лиц, вносящих плату за негативное воздействие на окружающую среду, по уплате пеней за несвоевременное или неполное внесение за III квартал 2020 года, а также за I, II, III кварталы 2021 года соответствующих авансовых платежей.

Кроме того, в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха с 1 сентября 2022 года расширяется территория проведения эксперимента, предусмотренного Федеральным законом «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха».

К территориям проведения эксперимента дополнительно отнесены городские поселения и городские округа с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха. Методика определения уровня загрязнения атмосферного воздуха утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Федеральному закону Правительство Российской Федерации устанавливает перечень городских поселений и городских округов с высоким и очень высоким загрязнением атмосферного воздуха, сроки и этапы проведения эксперимента в них, а также целевые показатели снижения в них выбросов.

 

Какие права у гражданина при рассмотрении его обращения?

Работа с обращениями граждан – одно из основных направлений в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Российской Федерации.

Право граждан на обращение – одно из важнейших в социальном аспекте. Это гарантия осуществления и защиты всех иных конституционных прав свобод и интересов человека и гражданина.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне.

Сфера действия Закона об обращениях распространяется на все обращения граждан, за исключением случаев, когда иной порядок их рассмотрения закреплен федеральными конституционными и иными федеральными законами (например, рассмотрение обращений по предоставлению государственных и муниципальных услуг регулируется нормами Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Рассмотрим наиболее типичные нарушения, допускаемые при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона №59 письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Нарушением указанного требования является несвоевременная регистрация поступившего обращения.

Согласно п. 2 ст.8 Федерального закона №59 письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Практика прокурорского надзора показывает, что наиболее частым нарушением указанного требования закона являются: ненаправление обращения по компетенции и дача ответа о том, что это не относится к компетенции органа местного самоуправления, в который поступило обращение; не направление заявителю уведомления о направлении его обращения по компетенции; нарушение установленного срока для направления обращения в соответствии с компетенцией

В соответствии со ст. 10 Федерального закона №59, государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; а также дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона.

В ходе проверок прокуратурой города неоднократно выявлялись случаи направления ответа не по всем доводам заявления, что свидетельствует о ненадлежащем рассмотрении обращения.

Кроме того, устанавливались факты, когда на письменное обращение должностным лицом дан устный ответ по телефону, что является недопустимым способом рассмотрения обращения и нарушает требования закона.

Статьей 11 Федерального закона №59 приведены случаи, когда государственным органом, органом местного самоуправления либо должностным лицом может быть принято решение о том, что ответ на обращение не дается: обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи; в случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению; случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы.

Вместе с тем, необходимо отметить, что во всех указанных случаях ответ может быть не дан по существу обращения, но при этом, в 7-дневный срок заявитель должен быть уведомлен о принятом решении.

Как показывает практика проведенных проверок, должностными лицами принимается решение о том, что обращение по вышеуказанным причинам не подлежит рассмотрению, но соответствующее уведомление, в нарушение требований закона, заявителю не направляется.

В статье 12 Федерального закона №59 регламентированы сроки рассмотрения обращений граждан и организаций. Так, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего закона (в случаях государственной либо иной тайны), руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Наиболее распространенным нарушением при рассмотрении обращений является нарушение 30-дневного срока, а также отсутствие решения о продлении сроков рассмотрения обращений.

За нарушения требований Федерального закон №59 в статье 15 Закона предусмотрена ответственность лиц, виновных в нарушении настоящего Федерального закона.

Такая ответственность предусмотрена ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа.

 

Назначение региональных административных штрафов ниже низшего предела

Вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 № 69-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).

О необходимости изменений для устранения дискриминационного характера статьи 4.1 КоАП РФ, допускавшей назначение административных штрафов ниже низшего предела, предусмотренных только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 07.04.2020 № 15-П.

Так, Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой акционерного общества «РСК», пришел к выводу о том, что толкование указанных норм закона исключает применение положений о назначении административных штрафов менее установленного размера законами субъектов Российской Федерации об административной ответственности. Подобное правовое регулирование приводит к неоправданному разделению административной ответственности для субъектов административных правонарушений, относящихся к одной и той же категории.

Со дня вступления Федерального закона № 69-ФЗ в силу судьи и иные органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого лица, могут назначать административный штраф, предусмотренный законом субъекта Российской Федерации, при условии, что его минимальный размер для граждан составляет не менее 4000 руб., для должностных лиц – не менее 40 000 руб.

Напомним, что по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях порог для возможности снижения штрафов при наличии исключительных обстоятельств гражданам составляет 10 000 руб., для должностных лиц – 50 000 руб. Для юридических лиц минимальный размер штрафа, при котором его можно назначить ниже установленного, остался без изменений – 100 000 руб.

Также Федеральным законом № 69-ФЗ внесены поправки в части 2.3 и 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На размеры региональных штрафов с учетом исключительности обстоятельств дела теперь распространяются нормы о том, что они не могут составлять менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного соответствующей статьей закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности для граждан, должностных и юридических лиц.

 

Основания замены административного штрафа на предупреждение для субъектов предпринимательской деятельности

Возможность замены административного штрафа на предупреждение регламентирована ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно требованиям указанной статьи для лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам, впервые совершивших административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, даже если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.

Условием замены является отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствие имущественного ущерба.

Данное положение не применяется при совершении правонарушений, предусмотренных рядом статей КоАП РФ в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, а также против порядка управления (14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ).

 

Определен порядок исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.

Вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.01.2021 № 59, которым утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.

Утвержденной Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III категорий, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих установленные нормативы.

Методика распространяется на следующие случаи исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды:

- в период отсутствия неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);

- в период действия НМУ, когда юридические лица и ИП, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ.

В приложении к Методике установлены таксы для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды,

в отношении конкретного загрязняющего вещества.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, от возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.

Методика не применяется при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия. 

 

Утвержден новый Порядок учета в области обращения с отходами.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1028 утвержден новый Порядок учета в области обращения с отходами, устанавливающий требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядком установлены следующие особенности:

- по результатам инвентаризации отходов хозяйствующий субъект должен сформировать перечень образующихся видов отходов, подлежащих учету по установленной форме;

- предусмотрена возможность передачи отходов V класса опасности гражданам;

- учет ведется отдельно по каждому объекту НВОС I - IV категории и/или по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом.

- данные обобщаются по тогам календарного года, не позднее 25 января следующего года;

- добавлена возможность отображения информации об обработке отходов.

Уточняется, что действие нового Порядка не распространяется на ведение учета в области обращения с веществами, разрушающими озоновый слой

(за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства).

Настоящий Приказ действует до 1 января 2027 г.

Аналогичный Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.09.2011 № 721 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496.

 

Утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов.

Вступили в силу новые Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.10.2020 № 626.

Правила устанавливают обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами требования при перемещении, хранении, переработке и утилизации биологических отходов.

Так, определены требования к емкостям, в которых допустимо перемещение биологических отходов, их маркировке и заполнению, к транспорту, используемому в целях перевозки биоотходов, помещениям для хранения, температурному режиму в них и срокам хранения. Установлен запрет на перемещение биологических отходов в одном транспортном средстве совместно с другими грузами.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, с 1 января 2021 года утратили силу.

 

Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет законодательство о создании лесопарковых поясов.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 353-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов" с 1 января 2017 года предусмотрена возможность организации лесопарковых зеленых поясов - это зоны с ограниченным режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса и территории зеленого фонда в границах городских населенных пунктов, которые прилегают к лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему.

При этом не подлежат включению в лесопарковый зеленый пояс загрязненные земельные участки, участки, на которых есть свалки отходов производства и потребления, на которых нарушен почвенный покров. Также не могут быть включены в зеленый пояс земельные участки, предоставленные для капитального строительства, за исключением объектов здравоохранения, образования, объектов для осуществления рекреационной деятельности, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В целях создания лесопаркового зеленого пояса некоммерческие организации, органы государственной власти или органы местного самоуправления должны обратиться с мотивированным ходатайством в общественную палату соответствующего субъекта Российской Федерации.

Изменение границ лесопаркового зеленого пояса в сторону уменьшения, не допускается.

В лесах, расположенных в лесопарковых зеленых поясах, запрещаются сплошные рубки лесных и иных насаждений, за исключением санитарных рубок.    

Граждане на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды. Общественные инспекторы имеют право фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования и направлять соответствующие материалы, в органы государственного надзора, а также принимать меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений.

Кроме того, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в лесопарковом зеленом поясе (ст. 8.45.1 КоАП РФ).

 

Президент ужесточил штрафы за невыполнение предписаний в сфере экологического надзора. В статью 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации внесены изменения.

С 1 января  2022 года вступит в законную силу  Федеральный закон от 21.12.2021 N 419-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Возрастут штрафы за невыполнение в срок предписания органа, который осуществляет государственный экологический надзор. Должностные лица заплатят от 30 тыс. до 50 тыс. руб., юридические лица - от 100 тыс. до 200 тыс. руб. 

За повторное невыполнение требования должностным лицам грозит штраф от 70 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация до 3 лет. Юридическое лицо заплатит от 200 тыс. до 300 тыс. руб.

На данный момент в КоАП РФ такие отдельные составы отсутствуют, нарушителей наказывают по общей норме. К примеру, штраф для юридических лиц составляет от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

 

С 1 февраля 2022 года вступят в законную силу изменения, устанавливающие административную ответственность за неисполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля. В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья 8.51. Нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Федеральным законом от 21.12.2021 N 427-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

С 1 февраля 2022 года неисполнение требований к оснащению стационарных источников выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля повлечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В случае оснащения стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля с нарушением требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей таких выбросов и (или) сбросов, либо требований к техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на должностных лиц будет налагаться административный штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При повторном совершении указанного правонарушения должностные лица будут оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей или дисквалифицированы на срок от шести месяцев до одного года. Для юридических лиц размер штрафа составит от ста тысяч до двухсот тысяч рублей, при этом предусматривается, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будет нести административную ответственность как юридическое лицо.

 

И.о. Волгоградского межрайонного

природоохранного прокурора 

младший советник юстиции                                                            Н.В. Костенко

 

 

Установлен порядок размещения и обновления государственными органами информации о состоянии окружающей среды

Постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 N 2314 "Об утверждении Правил размещения и обновления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или с помощью государственных и муниципальных информационных систем, в том числе содержания информации о состоянии окружающей среды (экологической информации) и формы ее размещения" предусмотрено, что федеральные, региональные и местные власти должны размещать на своих официальных сайтах или с помощью государственных и муниципальных информационных систем экологическую информацию (в том числе сведения о качестве атмосферного воздуха, почвы, водных и лесных ресурсов, о вредных выбросах и сбросах, уровне радиационного фона), которая является общедоступной и предоставляется на безвозмездной основе.

В приложении к документу закреплен перечень подлежащей размещению информации, который содержит 82 позиции и закрепляет срок размещения тех или иных сведений, а также определяет ведомства, ответственные за их размещение.

 

И.о. Волгоградского межрайонного

природоохранного прокурора 

младший советник юстиции                                                            Н.В. Костенко

 

 

Федеральным законом от 21.12.2021 N 419-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Ужесточаются штрафные санкции за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования. В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья 8.5. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

 

Усилена административная ответственность за нарушение требований экологической безопасности при проведении работ в сфере недропользования

В частности, представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), либо неисполнение обязанности утвердить указанный план, иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать их на договорной основе повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на ИП - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей.

Кроме того, нововведениями в законодательстве установлена ответственность за повторное совершение указанных правонарушений.

 

И.о. Волгоградского межрайонного

природоохранного прокурора 

младший советник юстиции                                                            Н.В. Костенко

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

С 1 января 2021 года в силу вступают новые правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (утверждены Приказ Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626).

Настоящими правилами конкретно определено к категории «биологические отходы» относятся: трупы животных, мертворожденные, абортированные плоды животных, органы, ткани животных или их фрагментов, образовавшиеся в ходе ветеринарных манипуляций, ветеринарно-биологических экспериментов, патологоанатомического вскрытия трупов животных и ихтиопатологических исследований; остатки проб патологического и биологического материала животных, пробы продукции животного происхождения после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, пробы патологического и биологического материала животных или продукции животного происхождения, непригодные для лабораторных исследований или для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы; отходов инкубации и рыбопосадочного материала; корма и кормовые добавки животного происхождения, непригодные для кормления (поения) животных; отходов убоя животных; отходы, получаемые при переработке сырья животного происхождения в т.ч. рыбы и рыбной продукции, отходы, образованные при истечении сроков годности продукции животного происхождения в т.ч. рыбы и рыбной продукции.

Полиэтиленовые и пластиковые пакеты при перемещении биологических отходов должны быть заполнены не более чем на и закрыты с помощью бирок-стяжек или другим способом, исключающим высыпание, утечку биологических отходов.

Перевозка биологических отходов, предназначенных для перемещения, должна осуществляться способами, исключающими вытекание (высыпание) биологических отходов на специально оборудованных и периодически обрабатываемых (дезинфицируемых) в установленном порядке транспортных средствах.

При этом, приказом Минсельхоза России от 18 декабря 2015 г. N 648 утвержден перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами в который помимо прочего включены некоторые виды биологических отходов.

Хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами) (далее - помещения для хранения биологических отходов), если иное не установлено пунктом 13 Правил.

Допускается хранение умеренно опасных биологических отходов в емкостях для биологических отходов, расположенных в холодильниках, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных и термометрами (термографами, терморегистраторами).

Стены, перегородки, потолок, пол в помещениях для хранения биологических отходов должны быть выполнены из материалов, устойчивых к воздействию дезинфицирующих средств. Внутренние поверхности помещения для хранения биологических отходов и инвентарь в них не должны иметь деревянных неокрашенных поверхностей.

Не допускается хранение биологических отходов в одном помещении с продукцией животного происхождения, кормами и кормовыми добавками для животных.

Хранение биологических отходов должно осуществляться:

- при температуре от 4 до 0 °C - до 2 суток;

- от минус 1 до минус 7 °C - до 3 суток;

- от минус 8 до минус 10 °C - до 7 суток;

- от минус 11 до минус 17 °C - до 30 суток;

- от минус 18 °C и ниже - до 12 месяцев.

Переработка умеренно опасных биологических отходов допускается в целях производства кормов и кормовых добавок для животных, удобрений, биогаза и другой продукции технического назначения.

Утилизация умеренно опасных биологических отходов должна осуществляться путем сжигания в печах (крематорах, инсинераторах).

Запрещается захоронение биологических отходов в землю, вывоз их на свалки, сброс в бытовые мусорные контейнеры, в поля, леса, овраги, водные объекты.

Таким образом, является недопустимым отчуждение биологических отходов путем передачи их региональному оператору по обращению с ТКО.

За нарушение вышеописанных правил ч. 3 ст. 10.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

- для должностных лиц, от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;

- дли лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- для юридических лиц, штраф от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того, нарушение вышеуказанных правил создавшее угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде образует состав преступления, предусмотренного ст. 247 УК РФ, наказание которое в зависимости от тяжести причиненных последствий достигает восьми лет лишения свободы.

 

 

ПРАВИЛА 001

ПРАВИЛА 002

ПРАВИЛА 003

ПРАВИЛА 004

 

Прокуратурой района за 1 полугодие 2019 года проведено 36 проверок исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму, экстремизму, межнациональных отношениях. Выявлено 58 нарушений требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов культуры, образования, торговых объектов, транспортной безопасности. Принесено 5 протестов на незаконные правовые акты, внесено 22 представления в адрес руководителей организаций, подано 7 исковых заявлений. Требования прокуратуры рассмотрены и удовлетворены, допущенные нарушения закона устранены.
Так, в ходе проведенных проверок объектов образования, установлено отсутствие при входе в здание системы контроля доступа при входе, что не обеспечивало в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, и могло повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в том числе пребывающих в здании несовершеннолетних, а также ущерб имуществу.
Прокуратурой района поданы исковые заявления в суд о возложении обязанности по оборудованию зданий образовательных учреждений указанной системой. Исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
При проведения проверки соблюдения законодательства торговыми объектами («Радеж», «Магнит», «Пятерочка», «Покупочка») выявлены нарушения требований категорирование торгового объекта, срока работы комиссии, отсутствие паспорта безопасности на объекты. По выявленным нарушениям прокуратурой района внесены представления в адрес руководителей собственников объектов, нарушения устранены.
Кроме того, учреждениями культуры, расположенными на территории Николаевского района не соблюдались меры комплексной безопасности лиц, пребывающих на объектах культуры, не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объектов, так как не обеспечивалось предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории объектов, что могло способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан посещающих учреждение.
По выявленным нарушениям прокуратурой района внесены представления в адрес руководителей учреждений. Нарушения устранены.
Так же, плановые мероприятия по профилактике терроризма и экстремизма некоторых сельских поселений Николаевского муниципального района не соответствовали Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666.
По всем выявленным нарушениям закона прокуратурой Николаевского района приняты меры реагирования. Допущенные нарушения устранены.

 

***

 

«По инициативе прокуратуры генеральный директор АО «Николаевское хлебоприемное предприятие» привлечен к административной ответственности за привлечение к трудовой деятельности бывшего государственного гражданского служащего, замещавшего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии коррупции»»

Постановлением мирового судьи судебного участка № 38 Волгоградской области генеральный директор АО «Николаевское хлебоприемное предприятие» по инициативе прокуратуры Николаевского района привлечен к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ (привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности явились результаты прокурорской проверки соблюдения АО «Николаевское ХПП» требований законодательства о противодействии коррупции.

Установлено, что гр. «П», до января 2018 года состоял в должности государственной гражданской службы, а в мае 2018 принят на работу генеральным директором АО «Николаевское ХПП» по трудовому договору.

При этом, генеральный директор АО «Николаевское ХПП», принимая на работу гр. «П», был уведомлен о том, что гр. «П» ранее состоял на государственной гражданской службе.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» работодатель при заключении трудового с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего в десятидневный срок по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Между тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что генеральным директором АО «Николаевское ХПП» вышеназванные требования не соблюдены. Руководитель акционерного общества в нарушение закона не сообщил в установленный срок бывшему работодателю гр. «П»  о заключении трудового договора с данным лицом.

Генеральному директору АО «Николаевское ХПП» назначен штраф в размере 20 000 руб.

Вопросы соблюдения законодательства о противодействии коррупции остаются на особом контроле прокуратуры Николаевского района.

С уважением,
помощник прокурора
юрист 3 класса
Кажгалиева Алина Павловна

 

 

В конце мая 2015 года, Управление антимонопольной службы по Волгоградской области, вынесло решение о признании действий Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области нарушающими законодательство о защите конкуренции.

Напомним, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой ранее была проведена проверка, по которой выявлены нарушения в деятельности Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области в антимонопольного законодательства.

В частности, при анализе материалов рабочих встреч, проведенных Комитетом по вопросам организации порядка сбора и вывоза отходов на территории муниципальных районов и разработки стратегии с последующим вывозом на полигоны ТБО, выявлены факты, свидетельствующие об ограничении конкуренции. На данных встречах Комитетом приглашался один хозяйствующий субъект - перевозчик отходов ООО «Чистый город», что могло привести к ограничению конкуренции на рынке поставщиков услуги по сбору и вывозу отходов. 

Более того, ограничивалось право определения объекта размещения отходов ТБО, т.е. полигона ТБО, куда Комитет позиционировал вывозить отходы с муниципальных образований. Описанные действия Комитета явились условием, способствующим совершению нарушений в части ограничения конкуренции со стороны 5 органов МСУ Городищенского  и 1 Среднеахтубинского районов, главы которых начали издавать правовые акты, устанавливающие запрет размещения отходов на территории поселения и определяющие конкретное предприятие, эксплуатирующее полигон ТБО. Данные акты были опротестованы прокуратурой. По одному из поселений Городищенского района также состоялось решение антимонопольного органа, который признал издание правового акта ограничивающим конкуренцию.

По получении полного текста решения УФАС по Волгоградской области прокуратурой будет решаться вопрос о возбуждении в отношении должностных лиц  Комитета административного дела по ст.14.9 КоАП РФ, т.е. за действия (бездействие) должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности. Санкция по данной статье - административный штраф на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Старший помощник   
Волгоградского межрайонного
природоохранного прокурора                                                                О.С. Коваленко

 

В феврале 2015 года вступили в силу новые Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России.

Правила устанавливают ряд положений, касающихся вопросов организации любительского и спортивного рыболовства. Так, при организации любительского и спортивного рыболовства на предоставленных для этих целей рыбопромысловых участках юридические лица и индивидуальные предприниматели должны иметь надлежащим образом оформленный договор о предоставлении рыбопромыслового участка на добычу (вылов) водных биоресурсов, разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, промысловый журнал (п. 10.3). Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели производят выдачу гражданам путевок в пределах распределенных квот добычи (вылова) водных биоресурсов; в промысловом журнале обеспечивают раздельный учет улова водных биоресурсов по видам, объемам и районам (местам) добычи (вылова) водных биоресурсов; представляют в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов не позднее 18 и 3 числа каждого месяца по состоянию на 15 и последнее число месяца (п. 10.4). На каждом рыбопромысловом участке у лица, ответственного на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе осуществляющего организацию любительского и спортивного рыболовства, при себе должен быть надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, документ о внесении изменений в данное разрешение, промысловый журнал, локальный акт, изданный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем о назначении его лицом, ответственным за добычу (вылов) водных биоресурсов, либо за организацию любительского и спортивного рыболовства (п.п. 12, 14). За нарушение Правил установлена ответственность ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ. В частности, нарушение указанных выше требований влечет наложение адми-нистративного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

 

Помощник Волгоградского межрайонного 
природоохранного прокурора                                          З.З. Шамшутдинов

 

Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой организовано проведение «Горячей линии» по вопросу соблюдения  законодательства о пожарной безопасности в лесах.

Обращения о нарушениях в данной сфере принимаются по телефонам дежурного прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры: 8 (8442) 97-18-44 и 8-904-775-95-03.

Одновременно разъясняю, что Постановлением Губернатора Волгоградской области от 27.05.2015 № 452 с 28 мая 2015 года на территории Волгоградской области введен особый противопожарный режим, в рамках которого ограничено посещение лесов гражданами, запрещено разведение костров, сжигание мусора, стерни, пожнивных и порубочных остатков, сухой травы, листвы и камыша, проведение всех видов пожароопасных работ (кроме мест, специально отведенных для указанных видов работ).

При этом, нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечет привлечение виновных лиц к административной ответственности по статье 8.32 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Волгоградский межрайонный 
природоохранный прокурор                                                Валерий Лазаревич Сегизеков

 

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области от 25.12.2014 № 2099 в перечень особо охраняемых территорий регионального значения внесены государственные охотничьи заказники «Задонский», «Куланинский», «Кумылженский», «Лещевский», «Ольховский», «Раздорский», «Чернополянский».
Таким образом в настоящее время данные территории обладают особым режимом с существенными ограничениями.
 Пункт «г» ст. 256 УК РФ и пункт «г» ст. 258 УК РФ в качестве признака состава уголовного преступления содержат указание на совершение незаконной добычи водных биоресурсов и незаконной охоты на особо охраняемой природной территории.
Таким образом, в настоящее время незаконная добыча водных и охотничьих ресурсов на территории охотничьих заказников Волгоградской области являются уголовными преступлениями.

 

Заместитель Волгоградского межрайонного
природоохранного прокурора                                          М.Г. Макашов

 

С 1 января 2015 года произошли значительные изменения в правовом регулировании сферы обращения с отходами производства и потребления. Федеральными законами от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В частности, изменены определения таких понятий, как «отходы производства и потребления», «обращение с отходами», «хранение отходов», «сбор отходов», «накопление отходов» и другие. Введены новые понятия «обработка отходов», «твердые коммунальные отходы», «объекты хранения отходов», «оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», «региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и другие.
Другие нововведения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ, будут интересны хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере обращения отходов.
Так, с 1 июля 2015 года вновь вернется лицензирование деятельности по сбору и транспортированию отходов 1-4 классов опасности, а также их обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению.
А лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданные до этой даты, действуют до 30 июня 2015 года.

 

Помощник Волгоградского межрайонного
природоохранного прокурора                                                                   Александрова Марина Александровна