Земли сельскохозяйственного назначения являются важным природным ресурсом страны, и подлежат охране. От состояния и плодородия сельскохозяйственных земель напрямую зависит способность государства развивать растениеводство, животноводство и другие отрасли сельского хозяйства. Это, в свою очередь, позволяет обеспечивать население продуктами питания, а также выходить на международные продовольственные рынки и обеспечивать экономический рост государства. В настоящее время вопрос сохранения плодородия сельскохозяйственных земель стоит особенно остро в связи с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и импортозамещения продовольственных товаров.
В рамках деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля администрацией Николаевского муниципального района проводятся проверки по соблюдению земельного законодательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
Проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Земельным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689 «О государственном земельном контроле» (с изменениями и дополнениями); постановлением Администрации Волгоградской области от 13.07.2015 № 376-п «Об утверждении Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории Волгоградской области», постановлением администрации Николаевского муниципального района от 27.06.2017 № 535 «Об утверждении Административного регламента исполнения муниципальной функции по осуществлению муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав Николаевского муниципального района Волгоградской области»
В рамках муниципального земельного контроля проверяется:
1) обеспечение соблюдения порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;
2) обеспечение использования земельных участков по целевому назначению;
3) выполнение иных требований земельного законодательства.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели.
План проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год не был согласован органами прокуратуры. Внеплановые проверки также не были согласованы. В связи с этим проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2017 году не проводились.
Физические лица.
На основании плана проверок опубликованного на сайте администрации Николаевского района в декабре 2016 года, в течение 2017 года
- проведено проверок всего: 35 (запланировано 42)
Проведено проверок |
Всего, ед. |
В т.ч. на землях с\х назначения, ед |
плановых |
31 |
9 |
внеплановых |
4 |
4 |
Итого |
35 |
13
|
- выявлено нарушений по ст.7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КРФ об АП) «Самовольное занятие земельного участка» - 8 (в том числе на землях сельскохозяйственного назначения – 1).
Привлечено к административной ответственности органами Росреестра 4 гражданина, возвращено материалов или отказано в возбуждении административного производства в связи с отсутствием состава правонарушения – 3, 1 дело прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании работы комиссии по контролю за использованием земель на территории Николаевского района, а так же заявлений граждан проведено 17 обследований земельных участков сельскохозяйственного назначения.
В ходе обследований земельных участков выявлено нарушений всего – 11, из них:
- по ст.7.1 КРФ об АП «Самовольное занятие земельного участка» - 1
- по ст.8.8. КРФ об АП «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние пригодное для использования по целевому назначению», по ст.8.7. КРФ об АП «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» - 9.
- по ст.8.6. КРФ об АП «Порча земель» - 1.
Все материалы по выявленным нарушениям направлены в Росреестр и Россельхознадзор.
Привлечено к административной ответственности органами Россельхознадзора по ст.8.7. КРФ об АП «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв» 2 гражданина. Прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения – 3 дела, не установлено местонахождение собственника – 1, в ходе проверок Россельхознадзором установлено использование участков – 3, на рассмотрении – 2 материала.
В свою очередь типичными нарушениями при осуществлении государственного земельного надзора при проведении проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц является:
1. Изменение фактических границ земельных участков, в результате которых увеличивается площадь земельного участка за счет занятия земель смежных земельных участков.
Ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок установлена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КРФ об АП).
В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться, что границы используемого земельного участка соответствуют границам земельного участка, содержащимся в ЕГРН, и не пересекают границ смежных земельных участков. В случае если в сведениях ЕГРН отсутствуют сведения о местоположении границ используемого земельного участка, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет кадастровые работы, в результате которых будет определено местоположение границ земельного участка, а также будут подготовлены документы для обращения с заявлением о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН.
2. Невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Ответственность за такой вид правонарушений установлен частью 2 статьи 8.7 КРФ об АП
В целях недопущения нарушений правообладателям земельных участков необходимо в сроки, установленные федеральными законами, приступить к использованию земельного участка, а так же соблюдать требования, предъявляемые к правообладателям земельных участков законодательством РФ, проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорной растительностью.. Следует отметить, что использование земельного участка должно соответствовать виду разрешенного использования, указанному в ЕГРН и правоустанавливающих документах на землю.
3. Использование земельного участка не по целевому назначению и (или) не в соответствии с установленным разрешенным использованием.
Ответственность за такой вид правонарушений установлена частью 1 статьи 8.8 КРФ об АП.
В правоустанавливающих документах на землю, а также в ЕГРН указывается правовой режим земельного участка - его целевое назначение и вид разрешенного использования. В целях недопущения таких нарушений необходимо удостовериться что, фактическое использование земельного участка соответствует правовому режиму земельного участка.