Главная Отдел по управлению имуществом и землепользованию Интервью заместителя Руководителя Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия – Цепляева Виталия Алексеевича

ИНТЕРВЬЮ

Какую надзорную деятельность на землях сельскохозяйственного назначения осуществляет Управление Россельхознадзора на территории Волгоградской области?

В соответствии с п.4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ №1 от 02.01.2015 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» следует, что Управление осуществляет государственный земельный надзор за соблюдением:

- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

- требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

- требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

- обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

- предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Следует отметить, что вышеуказанные полномочия осуществляются только в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

 

Какие наиболее распространенные нарушения допускают правообладатели земельных участков сельскохозяйственного назначения и какие штрафы предусмотрены законодательством Российской Федерации?

На сегодняшний момент самыми распространенными правонарушениями, которые выявляют должностные лица Управления являются несоблюдение обязательных требований по охране и защите земельных участков сельскохозяйственного назначения от зарастания сорной и древесно-кустарниковой растительностью, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Под санкции вышеуказанной статьи также попадают землепользователи, допустившие захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения твердыми коммунальными (бытовыми) отходами.

 

Какие обязанности возложены на правообладателей земель сельскохозяйственного назначения?

В соответствии с ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Также согласно ст.42 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Соблюдение вышеуказанных обязанностей позволит землепользователям избежать установленной законом ответственности и будет способствовать предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

 

Какие мероприятия проводятся Вашим ведомством с целью определения превышения (отклонение) допустимых норм химических веществ в почве?

В результате контрольно-надзорных и проверочных мероприятий должностные лица Управления производят отбор почвенных образцов на земельных участках сельскохозяйственного назначения. Затем, указанные образцы направляются в ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» для проведения лабораторных испытаний и анализов почв, по результатам которых специалистами разрабатывается заключение с соответствующим выводом о наличии (или фактическом отсутствии) допустимой концентрации вредных веществ. Также по результатам исследований предоставляется сравнительный агрохимический анализ почвы.

 

Вы упомянули об агрохимическом анализе почвы, что это?

Агрохимический анализ почвы – мероприятие, проводимое для определения степени обеспеченности почвы основными элементами минерального питания, определения механического состава почвы, водородного показателя и степени насыщения органическим веществом, т.е. тех элементов, которые определяют ее плодородие и могут внести значительный вклад в получение качественного и количественного урожая. Следует отметить, что добросовестные землепользователи должны способствовать в проведении агрохимического анализа почв для того, чтобы определить, достаточно ли в почве доступных питательных веществ для растений, следить за изменением свойств почвы, которые так или иначе влияют на рост и развитие растений, оценить характер и определить особенности взаимодействия почвы с применяемыми удобрениями и поступающими из атмосферы веществами, рассчитать количество удобрений, которое необходимо внести в почву. 

 

По каким адресам следует обращаться гражданам и юридическим лицам с заявлениями по интересующим вопросам, а также с обращениями по фактам нарушения земельного законодательства Российской Федерации на землях сельскохозяйственного назначения?

Граждане и юридические лица вправе обратиться посредством Интернет-ресурса «Электронная приемная», перейдя по ссылке https://rsn-rostov.ru/otkrytost-rosselkhoznadzora/elektronnaya-priemnaya/, либо по адресам: 344000, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214 «А», 400005, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской д.13.